Jump to Navigation

Система "Допуска ГСМ"


Система добровольной сертификации «Допуск горюче-смазочных материалов к применению в различных видах техники»

Нормы и методы испытаний, установленные стандартами на горюче-смазочные материалы и специальные жидкости (далее ГСМ и СЖ), служат в первую очередь для контроля за соблюдением технологии их получения при производстве, а также для оценки сохранности качества при хранении, транспортировании и в процессе эксплуатации техники. Поэтому для обеспечения надежности работы силовых систем и оборудования в изделиях различных видов техники необходима всесторонняя оценка физико-химических и эксплуатационных свойств ГСМ и СЖ.

Система испытаний и порядок допуска новых и модифицированных горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей к производству и применению, существовавшие до 90-х годов с переходом на новые экономические отношения предприятий прекратили свое существование.

Не получили дальнейшего развития попытки формирования процедуры допуска путем создания Межведомственной комиссии при министерствах, поскольку деятельность такой комиссии не соответствовала существующему законодательству.

Порядок постановки продукции на производство, который регламентируется национальными стандартами, не учитывает особенности применения ГСМ и СЖ в авиационной технике.

Отраслевые стандарты, определяющие порядок назначения и допуска ГСМ и СЖ к применению в авиационной технике, устарели и требуют пересмотра.

Решение о применении модифицированных образцов ГСМ и СЖ в отдельных случаях принимается без согласования с разработчиком и изготовителем агрегата, для которого они предназначены. Под модифицированными образцами ГСМ и СЖ понимается продукция, выпущенная с изменениями состава сырья, рецептуры или технологии получения по сравнению с серийно выпускаемой.

Периодические испытания серийно выпускаемой продукции не проводятся, а конструкторские бюро и заводы-изготовители техники и комплектующих узлов не всегда обладают информацией об изменении состава и свойств выпускаемых ГСМ и СЖ.

В ряде случаев решения о применении нефтепродуктов принимают организации, не имеющие отношения к обеспечению гарантий на технику.

Авиационными международными правилами и Российским законодательством (в частности ФЗ от 08.01.1998 г. № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации») ответственность за безопасную эксплуатацию летательных аппаратов лежит на разработчиках, изготовителях и эксплуатантах авиационной техники. Естественно, что гарантом надежности работы агрегатов (двигателей, гидросистем, и др.) являются разработчики и изготовители этих агрегатов и изделий. И, именно они могут и должны решать вопрос о возможности применения нового вида ГСМ и СЖ на своей технике.

Система допуска к применению на технике новых авиа ГСМ и СЖ как единая система, признаваемая всеми участниками рынка, определяемая едиными правилами и процедурой проведения испытаний на сегодняшний день не сформирована.

Объективную необходимость создания такой системы высказывают нефтяные компании, разработчики изделий и испытательные центры.

Испытания проходят далеко не все новые (модифицированные) ГСМ и СЖ.

В недостаточной степени проводится работа по следующим направлениям:

  • гармонизация отечественных и зарубежных методов испытаний и процедуры допуска ГСМ и СЖ к применению на технике;
  • интеграция российской системы испытаний в международную;
  • метрологическое обеспечение и контроль за состоянием лабораторно-стендовой базы;
  • разработка требований к объемам проведения испытаний;
  • контроль за соблюдением технологии производства серийно выпускаемых отечественных и зарубежных ГСМ и СЖ.

За рубежом порядок испытаний и принятие решения о применении в изделии определяется рядом стандартов.

Принцип организации этой работы можно проиллюстрировать на примере стандарта Американского общества испытаний и материалов ASTM D 4054-09, определяющего систему допуска авиационных топлив.

В соответствии со стандартом решение о возможности применения нового образца ГСМ и СЖ лежит на разработчике (изготовителе) агрегатов и изделий.

18 октября 2011 в ФГУП «НИИСУ» состоялось совещание представителей КБ, НИИ, заводов авиационной промышленности с участием руководителей АСАД, НП «САП», представителей ОАО «ОДК», ОАО «ОАК», ФГУП «ЦЭНКИ» ОАО «Оборонпром», ФГУП «ГосНИИ ГА», ФГУП «ЦИАМ» и др. НИИ.

Участниками совещания единогласно принято решение о создании единого порядка испытаний и допуска к применению новых топлив, масел, смазок и специальных жидкостей в авиационной технике. ФГУП «НИИСУ» поручена разработка стандартов (национальных, отраслевых и СТО), определяющих процедуры проведения испытаний и принятия решения о допуске к применению на авиационной технике.

Национальный стандарт «Летательные аппараты. Порядок испытаний и допуска к применению», по аналогии со стандартом Американского общества по испытанию материалов (ASTM D4059-09) должен определить общие требования к процедуре организации испытаний и порядку принятия решения о применении нового авиа ГСМ и СЖ на технике. Разработка стандарта включена в план национальный стандартизации 2012-2013 года. (Разработчик – ФГУП «НИИСУ»).

В настоящее время ФГУП «НИИСУ» проводит работу по пересмотру отраслевых стандартов, определяющих порядок допуска к применению отдельных видов авиа ГСМ.

Совместно с АССАД планируется разработка стандарта организации, который планируется согласовать с разработчиками и изготовителями техники (агрегатов). Он закрепит основные положения национального стандарта, как необходимого условия сохранения гарантий изготовителя на технику. В этом случае выполнение стандарта станет обязательным для эксплуатирующих организаций, и организаций, закупающих ГСМ и СЖ по государственным заказам.

В стандартах предлагается установить следующие основные требования:

  • закрепить положение о приоритете изготовителя, разработчика и эксплуатанта техники (комплектующего изделия) при определении объема испытаний и принятии решения о допуске;
  • разработать процедуру испытания новых ГСМ и СЖ в соответствии с международными правилами и Российским законодательством;
  • исключить возможность административного и финансового влияния на принятие решения о допуске ГСМ и СЖ на технике;
  • определить порядок формирования межведомственного Экспертного совета;
  • установить следующие объемы испытаний:
    1. для новой продукции: лабораторные, стендовые, полигонные и эксплуатация под наблюдением;
    2. для модифицированной продукции – типовые программы испытаний;
    3. установить требование обязательного проведения испытаний и оформления допуска к применению ГСМ и СЖ в следующих ситуациях:
  • изменения качества сырья и компонентов,
  • изменения технологии или рецептуры производства ГСМ и СЖ,
  • освоение производства ГСМ на новом предприятии,
  • периодические испытания серийно выпускаемой ГСМ.

Решением разработчиков и изготовителей авиационной техники испытания ГСМ и СЖ предложено организовать в рамках Системы добровольной сертификации.

Система добровольной сертификации «Допуск горюче-смазочных материалов к применению в различных видах техники» (далее – Система) разработана ФГУП «НИИСУ» с участием специалистов ФГУП «ЦИАМ» и зарегистрирована Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии под номером № РОСС RU.В816.04ФАЦ0 от 15.07.2011 г.

Организационная структура системы представлена на рис.1. Система состоит из руководящего органа, аккредитующего органа, реестра системы, апелляционной комиссии, органа по сертификации и испытательных лабораторий.

 

Основные функции участников системы.

 

Совет Системы:

  • формирование основных направлений развития Системы;
  • рассмотрение предложений по совершенствованию нормативных и методических документов Системы;
  • определение политики Системы, правил сертификации, правил аттестации экспертов, органов по сертификации (ОС) и испытательных лабораторий (ИЛ).

 

Руководящий орган Системы: 

  • организация и координация деятельности участников Системы;
  • обеспечение единой технической политики в области сертификации в сфере действия Системы;
  • утверждение организационно-методических документов Системы;
  • участие в создании и совершенствовании нормативно-технической базы по сертификации;
  • определение номенклатуры продукции, работ, услуг, которая сертифицируется в Системе;
  • взаимодействие с предприятиями, организациями и учреждениями исполнительной власти и бизнеса;
  • установление принципов ценообразования при сертификации и аттестации;
  • взаимодействие с органами зарубежных стран и международными организациями по вопросам сертификации;
  • контроль за выполнением положений Системы ее участниками.

 

Рисунок 1 - Организационная структура Системы Допуска ГСМ:

 

Апелляционная комиссия:

  • прием и рассмотрение заявлений, апелляций (жалоб) по поводу действий органов по сертификации и испытательных лабораторий;
  • составление предложений, рекомендаций Руководящему органу Системы по предупреждению повторения апелляций (жалоб).

Экспертный совет:

  • разработка программ по испытанию ГСМ и СЖ;
  • разработка и утверждение методик проведения испытаний ГСМ и СЖ;
  • рассмотрение результатов испытаний и подготовка заключения о возможности использования ГСМ и СЖ (о допуске к очередному этапу испытаний).

Орган по аттестации (Реестр):

  •  аттестация экспертов, ОС и ИЛ;
  •  ведение учета и базы данных выданных сертификатов соответствия, свидетельств об аттестации экспертов, ОС и ИЛ.

Орган по сертификации (ОС):

  • отбор образцов (проб) и идентификация продукции;
  • проведение сертификации в соответствии с правилами Системы;
  • ведение реестра выданных сертификатов соответствия, инспекционный контроль за сертифицированной продукции;
  • участие в подготовке и согласовании программ обучения экспертов;
  • проведение стажировок кандидатов в эксперты;
  • подготовка представлений на кандидатов в эксперты для Реестра Системы;
  • организация согласования программ испытаний ГСМ и СЖ с изготовителями техники и заинтересованными организациями;
  • организация работы Экспертного совета Системы;

 

Испытательные лаборатории (ИЛ):

  • проведение испытаний продукции;
  • оформление и выдача протокола испытания, отчетов, заключений по результатам испытаний.

Заявители Системы – Нефтяные компании, нефтеперерабатывающие заводы, оптовые поставщики ГСМ и др.
Изготовители техники – КБ, заводы-изготовители техники и агрегатов.
Потребители ГСМ – Коммерческие и государственные предприятия и организации, эксплуатирующие технику и производящие централизованные закупки ГСМ и СЖ.

Процесс сертификации при допуске ГСМ И СЖ представлен на рис. 2.

При разработке процесса сертификации был учтен опыт работы различных систем сертификации. Необходимыми требованиями при создании системы является:

  • административная и финансовая независимость органа по сертификации;
  • разделение полномочий участников системы;
  • создание деловой конкуренции между испытательными центрами;
  • исключение финансовой зависимости ИЛ от заявителя;
  • независимость работы экспертного совета;
  • приоритетная роль разработчиков и изготовителей техники (агрегатов) на принятие решения о допуске;
  • организация взаимодействия участников системы с государственными органами управления;
  • централизованная форма контроля за соблюдением правил системы всеми ее участниками;
  • учет интересов участников системы;
  • обеспечение выполнения установленных системой правил допуска (сертификации).

 

Рисунок 2 – Процесс сертификации при Допуске ГСМ

Участниками добровольной системы являются конструкторские бюро, заводы-изготовители техники (узлов и агрегатов), нефтяные компании, заводы – изготовители ГСМ и СЖ, НИИ, разработчики продукции и другие заинтересованные организации.

Система разработана в полном соответствии с законодательством РФ, в частности с Законом о Техническом регулировании, с учетом сложившейся практики и зарубежного опыта.

К настоящему времени сформирован совет системы из представителей Ассоциации «Союз авиационного двигателестроения», ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова», ФГУП «ГосНИИ ГА», ФГУП «ЦЭНКИ», ФГУП «НИИСУ», РОССТАНДАРТ, ОАО «УК «Объединенная двигателестроительная корпорация», ОАО «ВНИИ НП», ФГУП «ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова», ООО «Химмотологический центр», ОАО ХК «Коломенский завод», ООО «НИИ ТНН», РГУ «Нефти и газа имени И.М. Губкина», и заканчивается формирование экспертного совета. Сформирована межотраслевая рабочая группа по подготовке проекта национального стандарта.

Созданы рабочие органы системы (аккредитующий орган, реестр системы, апелляционная комиссия, орган по сертификации).

 

Выводы

Организация работ по испытаниям модернизированных ГСМ и СЖ в рамках разработанной Системы позволяет устранить имеющиеся в настоящее время недостатки сложившейся практики и обеспечивает решение следующих задач:

  • устанавливает порядок проведения работ и ответственность заинтересованных сторон при принятии решения о допуске в соответствии с действующим законодательством и международными стандартами;
  • обеспечивает коллегиальность обсуждений результатов испытаний и принятия решения о допуске;
  • устанавливает необходимый уровень качества проведения испытаний и ответственность участников Системы;
  • организует контроль за метрологическим обеспечением лабораторно-стендовой базы испытательных лабораторий;
  • устанавливает эффективное межотраслевое взаимодействие заинтересованных организаций;
  • содействует плановому и целенаправленному развитию лабораторно-стендовой базы и обновлению нормативных документов;
  • содействует проведению работ по унификации российских и зарубежных методов испытаний и интеграции систем испытаний в международную;
  • устанавливает действенный контроль за качеством поставляемых ГСМ и СЖ, технологией их изготовления и системой управления качеством на предприятиях-изготовителях ГСМ;
  • повышает ответственность изготовителей ГСМ и СЖ за качество поставляемой продукции;
  • повышает надежность и безопасность эксплуатации авиатехники.